На сайте infoworks.com.ua можно заказать новые, купить готовые, скачать бесплатные курсовые, рефераты, контрольные работы, дипломы, расчетные задачи, лабораторные по различным предметам.
Для того чтобы получить реферат или другую учебную работу, выберите раздел рефератов либо воспользуйтесь системой поиска рефератов.

Заказать контрольную, реферат, курсовую или дипломную работу...

Тема: «Взгляды на спорт Хосе Ортеги-и-Гассета» (ID:653)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
Скачать работу..
Объем работы:       5 стр.
Размер в архиве:   32 кб.

Взгляды на спорт Хосе Ортеги-и-Гассета



Содержание





Введение


В данной работе анализируются взгляды на спорт испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета.

Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1956) - испанский философ, эссеист, профессор Мадридского университета и
основатель журнала «Revista de Occidente». Автор работ по истории, политике, эстетике, истории, философии,
метафизике, эпистемологии и этике.

Тема игры и спорта воодушевила испанского философа. Ортега озабочен судьбой современной культуры, кризисным
бытием личности в условиях "массового общества". Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных
ценностей аристократической элиты.

Ортегу по праву называют теоретиком элиты. Свои социологические идеи он достаточно определенно выразил в
небольшой по объему, но широко известной книге "Дегуманизация искусства". Он склонен считать, что существуют
две разновидности рода человеческого: "народ", или масса, являющаяся "косной материей исторического процесса";
элита - особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры.

Предназначение "лучших" - быть в меньшинстве и сражаться с большинством. В течение полутора веков серая толпа
претендовала на то, чтобы представлять "все общество". С этим Ортега связывает все недуги Европы. По его
убеждению, близится время, когда общество от политики и до искусства вновь начнет складываться, как должно, в
два ордена или ранга: орден людей выдающихся и орден людей заурядных.

Жизнь людей выдающихся сосредоточена в сфере игровой деятельности.

Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия. В произведениях испанского
автора установка на игру приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного
чувства жизни. В "Медитации о Дон-Кихоте" Ортега полагает, что способ существования подлинной личности
заключается в трагедии. Трагический герой - это избранник, принадлежащий духовной элите, определяющим его
качеством является способность к созерцательной игре. В отличие от обывателей, герой не берет необходимость в
расчет, сопротивляется привычному и общепринятому, руководствуется собственной свободой воли.

В докладе "О спортивно-праздничном смысле жизни" Ортега рассуждает о том, что все виды деятельности, связанные
с выполнением определенных целей, являются жизнью лишь второго порядка. В отличие от этого в игровой
деятельности изначальная жизненная активность проявляется непринужденно, бесцельно, свободно. Она возникает не
из необходимости достижения каких-то результатов и не является вынужденным действием. Это добровольное
проявление сил, порыв, не предусмотренный заранее. Ортега убежден, что человек может подняться над тоскливым
миром обыденности, лишь перейдя в область неутилитарных отношений. Лучшим же примером бесцельного напряжения
Ортега полагает спорт.

Спортивная деятельность - изначальная, творческая, важнейшая в человеческой жизни, а труд - просто производная
от нее деятельность, или осадок. "Спортивность" Ортеги - это не просто состояние сознания индивида, это его
мировоззренческий принцип.







1. Спорт как игра и его место в современной философии


Современная психология, психоанализ и философия недавно пришли к выводу, что все без исключения люди
структурируют свое время несколькими типичными, общими для всех способами: ритуалами, процедурами, сексом,
играми и деятельностью. Интересно, что игры рассматриваются как основа всей социальной жизнедеятельности, а
все взаимоотношения людей на всех уровнях - как определенные игровые системы, со своими правилами и
особенностями.

Известный американский психолог Эрик Берн писал: "Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых
дополнительных трансакций (единиц общения) с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет
собой повторяющий набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих
скрытой мотивацией: короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох".[2]

Хотя это определение считается классическим и часто цитируется множеством авторитетных ученых, все же оно
кажется банальным, плоским и ничего не раскрывающим в таком загадочном феномене. Вроде бы каждый с детства
знает понимает, что такое ИГРА, но только затрудняется дать конкретное определение. ИГРА занимала одно из
центральных мест в творчестве, мышлении и воображении таких великих людей, как А.С.Пушкин, В.Набоков,
Х.-Л.Борхес, Ж.Деррида, Г.Гессе, А.Роб-Грие, Р.Барт, X.Кортасар и Ю.Мисима. Но даже они почему-то избегали
определений...

Так что же такое ИГРА? Интересным является определение В.Головцева: «Игра - это процесс манипулирования и
комбинирования виртуальной реальностью, создаваемой наблюдательным участием игрока (зрителей и арбитров
реальных ли воображаемых) с целью изменения ситуации, сложившейся в этой виртуальной реальности в более
выгодную для игрока сторону.»[2]

Тогда становится ясно, что ИГРА - это конфликт в виртуальной реальности т.е. противоборство интересов
играющего с интересами какой-то другой стороны, в роли которой может выступать не только равный по силам
соперник, группа, организация, но и сам играющий, его судьба, жизнь или смерть. Так, например, гадающий по
"Книге перемен" манипулирует и играет с собственной судьбой, а офицер, любитель "русской рулетки" - со своей
смертью... Наблюдательное участие зрителей создает особый мир виртуальной реальности который, временно, в силу
принятых зрителями и участниками игры условий и по мере исполнения ее правил, становится таким же
значительным, как действительный.

Попробуем теперь классифицировать ИГРЫ, в которых играют люди на:

1) досковые;

2) интеллектуальные;

3) компьютерные;

4) социальные;

5)спортивне;

6) экономические;

7) политические;

8) военные.

Руководствуясь при этом характером и типом виртуальной реальности, скрытыми мотивациями, стоимостью и
размерами выигрышей, а также ресурсо- и энергоемкостью. Из этой классификации можно выделить в качестве
приоритетной для рассмотрения и анализа класс спортивных игр, интересующий автора в рамках данной работы
больше других по нескольким важным причинам.

К сожалению, спортивные игры несправедливо обделены вниманием современной науки, ни физиологии, ни философии,
ни социологии спорта до сих пор в общем-то нет. Скорее всего, это произошло, поскольку с одной стороны
существует большое число людей (спортсменов, тренеров), очень хорошо знакомых со спортом на практике, но не
умеющих говорить о нем, а с другой - людей очень плохо знакомых со спортом практически, которые могут говорить
о нем, но пренебрегают им заниматься всерьез (философы, социологи) или делают это кое-как.

Пожалуй только физиология активности Н.А.Бернштейна, современная биомеханика (В.М.Зациорский и др.), философия
постмодернизма (Пьер Бурдье, Ортега-и-Гассет) уделяют большое внимание спорту, играм, спортивным и телесным
практикам.

Почему же так происходит? Почему миллионы, восхищаясь победами, рекордами и спортсменами, так пренебрежительно



© 2012-2019 infoworks.com.ua